Оздоровительный цигун

 

Почему цигун? 

 

Будучи более 10 лет "в йоге" и подойдя

к своим 50 ти годам, я "попала в поле" цигуна. Как водится в жизни - случайно. Одно из моих объяснений этого процесса попадания: 

на каком-то этапе я почувствовала,

что моя практика йоги потихоньку превращается в медленную динамическую гимнастику - комфортный для меня в психологическом и физиологическом плане ритм.

 

Цигун на одной из площадей Китая

 

С ритмичным же дыханием. Между тем, аутентичная сила йоги - в статичных позах, согласно традиционным текстам, с выдержкой их до 15 минут. 

"Хм, - подумала я, - эта моя динамическая гимнастика слегка смахивает на цигун! Интересно, о чем это для меня?"

 

И пошла учиться практиковать цигун. Довольно быстро я с удовлетворением почувствовала как мое тело "подготовлено" йогой: быстро откликается на новое воздействие, быстро схватывает особенности движений. Более того, мои проблемные поясница и крестец словно открыли второе дыхание - раскрепостились и раскрылись, через них побежало ощутимое тепло, временами - жар, и вместе с этим все тело целиком словно вздохнуло по-иному. И как вознаграждение - явное состояние целостности, собранности с одновременным чувством хорошо отдохнувших легкого тела, и ясного ума. Такими были первые отклики моего организма на цигун.

 

На вопрос "почему цигун?" есть у меня ответ и эстетического свойства: гимнастика цигун очаровывает изящностью и грациозностью. Она сродни необычному танцу. Позже прочла у В.Малявина, видного российского синолога, долгое время изучающего китайскую культуру и философию, красивые поэтичные строки, подтверждающие

это мое ощущение:

" В наследии ушу мы тоже рано или поздно открываем для себя практику, в которой

на удивление органично и ненасильственно соединяется методика оздоровления и омоложения, техника рукопашного боя, эстетизм телесной пластики и моральное совершенствование. И все эти аспекты традиции ушу пронизаны духом легкой,

как бы непритязательной и потому истинно жизненной свободы." 

(Ушу - восточное единоборство, цигун - его составляющая.

Об этом - ниже по тексту).

Понемногу сформировалось понимание что такое цигун

 

Система накопления и управления внутренней силой, энергией - и есть цигун ("ци" - энергия, "гун" - управление). Это специализированные физические и дыхательные упражнения, имеющими в свей основе мировосприятие, изложенное древними даосскими мудрецами Лао-цзы и Чжуан-цзы, а также мудрость дзен - еще одна духовная дисциплина, выросшая на китайской земле из индийского буддизма

и даосизма.

 

По мнению Яна Цзюньмина, мастера ушу и цигуна стиля Тайцзицюань, а также оздоровительных практик, "Историю китайского цигуна можно приблизительно разделить на четыре периода. 

Сведений о начальном периоде весьма немного. Считается, что он начался около 1122г. до н.э. - тогда же, когда появился "И Цзин" (Книга перемен), - и продолжался

до начала династии Хань (206г. до н.э.), когда китайцы позаимствовали у индийцев буддизм и соответствующие медитативные практики. 

Благодаря этому заимствованию цигун и медитация перешли ко второму периоду своего развития - периоду религиозного цигун. 

Он длился до конца династии Лян (502-557гг. н.э.), когда китайцы обнаружили,

что цигун можно применять в боевых целях. 

То было начало третьего периода, периода боевого цигун. На основе теорий

и фундаментальных принципов буддийского и даосского цигун были созданы многочисленные боевые стили цигун. Третий период продолжался до свержение цинской династии; 

после этого начинается новый, четвертый этап истории цигун, в котором исконно китайская система тренировок постепенно смешивается с техниками цигун из Индии, Японии и других стран мира." (Ян Цзюньмин, "Корни китайского цигун.

Секреты успешной практики")

 

До недавнего времени практика цигун, как правило, держалась в тайне. Особенно это касалось боевых искусств (ушу) и религиозных практик даосов и дзен-буддистов. 

Считается, что термин "цигун" стал популярен не так давно, в 40х-50х годах ХХ века. И что этому в немалой степени способствовала заинтересованность правительства КНР в разработке государственной программы оздоровления своего народа, успешно стартовавшая в 50х годах прошлого столетия, основой для которой послужил опыт носителей даосских традиций.

Здесь уместен небольшой исторический экскурс и в термин "ушу". 

Вот цитата из великолепной книги "Традиции воинских школ ушу" В.Малявина:

" Когда мы обращаемся к традиции ушу в Китае, желая определить ее предмет,

ее историю и отличительные особенности, мы сталкиваемся прежде всего с отсутствием в европейских языках понятий, пригодных для обозначения практики ушу. Более того, такого понятия нет даже в современном китайском языке. Общеупотребительный нынче термин «ушу», что значит буквально «воинские искусства», вошел в обиход сравнительно поздно — лишь в период существования КНР.

В гоминьдановском Китае (т. е. в 20-40-х гг. XX в.) был принят термин «гошу» — «государственное искусство», созданный, вероятно, в подражание и одновременно в пику японцам, которые свою национальную борьбу сумо называли «государственным спортом». 

В старой же китайской литературе мы обычно встречаем выражение «цюань-шу»,

т. е. «кулачное искусство» или, лучше сказать, «искусство Кулака», поскольку самое понятие «кулак» служило в традиции ушу обозначением всей совокупности практики ушу и сопутствующего этой практике духовного опыта.

Наконец, среди китайцев Гонконга и Юго-Восточной Азии, а также на Западе распространен термин «гунфу», который традиционно обозначал различные виды религиозного подвижничества, духовного совершенства и, как следствие, те или

иные «чудесные» способности последователей даосизма и буддизма."

 

А вот еще одно, не менее интересное наблюдение другого выдающегося синолога - доктора исторических наук профессора ВШЭ А.Маслова (из книги "Танцующий феникс: тайны внутренних школ ушу":

"Определить, что такое ушу, довольно сложно. Если на Западе ушу воспринимается либо как боевое искусство, либо как спорт или оздоровительная гимнастика, то

для Китая это нечто большее. 

В разные периоды истории относили к ушу методы боя, способы оздоровления и врачевания, медитативная и духовная практика, народные праздничные ритуалы, цирковое представление и танцы в подражание животным, даже дыхательная гимнастика. Но самое главное, во все времена ушу воспринималось как «чудесное

и утонченное», как «сокровенное искусство» (мяо и, сюань шу ). 

Оно реализовывалось в «одухотворенном ударе» (шэнь цюань ), 

оно даровало «истинное мастерство» (чжэнь гунфу ), «благую мощь» (дэ ).

Несложно заметить, что все это как бы намекает нам на некий священный,

«от Неба данный характер» ушу. 

Не случайно сегодня в традиционных школах о занятиях боевыми искусствами говорят: «упражняться в достижении мастерства» 

(лянь гун ), в противоположность спортивным секциям, где просто «тренируются». Все это лишь подтверждает связь традиции ушу с духовными и религиозными системами. 

Ушу послужило истоком и одновременно матрицей для всех боевых искусств Восточной Азии. Именно в Китае находятся корни каратэ и дзюдо, айкидо и корейского хварандо, японского сумо и вьетнамского вьетводао. Следовательно, изучая китайские боевые искусства, мы можем видеть как бы «праформу» японских, корейских, вьетнамских и даже некоторых индонезийских боевых систем.

Правда, не все сегодня громко заявляют об этом. Но факт остается фактом — даже

в таком «чисто японском» виде боевых искусств, как каратэ, в первое время многие названия приемов и комплексов были китайскими."

Акцент на оздоровительный эффект в практике сегодня, в современном мире, выделяет оздоровительный цигун как самостоятельную дисциплину. Он включает упражнения системы цигун восточных единоборств, элементы наследия практики даосов-мистиков, адаптированные к состоянию здоровья и уровню подготовки человека с учетом принципов традиционной китайской медицины (акупунктурные точки, меридианы).

 

На моих занятиях присутствуют элементы цигун подготовки воинов восточных единоборств (суставная и сухожильная гимнастика) с детальным разбором как

и где в теле можно почувствовать "энергию ян или инь", их перетекание друг в друга, а также оздоровительные комплексы, разработанные в пекинском университете спорта (система Даоинь яншен гун). Мы практикуем оздоровительные комплексы целевого назначения - успокаивающие сердце и нервную системы, укрепляющие суставы и связки, оздоравливающие желудочно-кишечный тракт. Кроме того, разучиваем и выполняем последовательности упражнений, действующие комплексно на весь организм. Причем, исследуем как меняется воздействие комплексов на организм, психику при различной интенсивности их выполнения. Таков классический комплекс Ба Дуань Дзин (8 кусочков парчи). И конечно присутствует упражнение Чжун Чжуан, "стояние столбом", имеющее медитативный характер, снимающее излишнее напряжение, нивелирующее асимметрию осанки, в должной мере укрепляющее скелетную мускулатуру (далее о нем ниже по тексту в подзаголовке "Четвертый принцип цигун").

              

Практика проясняет философию, философия углубляет практику.

 

Поначалу - никакой теории, а исследование принципов цигуна на практике, телом. Некоторые из принципов близки к практике йоги. Другие - особенные. Например, основное правила "стопы укоренены, макушка подвешена" характерно и для йоги,

и для цигуна. 

Отличие - в базовом подходе: в йоге - статика, в цигуне - динамика, 

то есть, плавные движения, кроме специфического упражнения, называемого зачастую "стоянием столбом" (Чжун Чжуан). 

По мере освоения принципов и подходов цигуна, прочувствовав их действие в теле, я познавала философию цигуна.

 

"Натягивать лук влево-вправо, будто выпускаешь стрелу"

 

И тут пошли открытие за открытием, которые соединили в моем представлении практику цигуна и его философскую основу. Такой подход к изучению какой-либо дисциплины - естественный: сначала "попробовать на вкус, затем понять идею.

" Здесь я делюсь моими ощущениями от самого процесса: как рождается и формируется представление о практике и как оно обогащает восприятие жизни.

 

Вот немного о некоторых принципах цигуна с точки зрения практики, философии, физиологии:

 

 

Первый принцип цигуна: успокоить ум, перестать беспокоиться 

о чем-либо, сосредоточиться на "внутреннем теле".

Как это сделать?

 

Практика:

Сначала вырабатывать привычку сосредоточения на внешнем движении - на форме.

По мере его освоения, на внутренних аспектах движения - на ощущениях.

Это уже позволяет улавливать внутренние энергетические потоки тела.

Вроде бы ничего необычного. Тот же принцип в йоге да и во всех "внутренних практиках самосовершенствования". Однако, формы движения и ощущения

в практике цигуна другие. 

 

И вот что об этом говорит мудрый Чжуан-цзы, III век до н.э. 

(перевод В.Малявина), то есть, какова философская подоплека: 

"Повар Дин разделывал бычьи туши для царя Вэнь-хоя. Взмахнет рукой, навалится плечом, подопрет коленом, притопнет ногой, и вот: вжик! бах! Сверкающий нож словно пляшет в воздухе — то в такт мелодии «Тутовая роща», то в ритме песен Цзиншоу. 

— Прекрасно! — воскликнул царь Вэнь-хой. — Сколь высоко твое искусство, повар! 

Отложив нож, повар Дин сказал в ответ: «Ваш слуга любит Путь, 

а он выше обыкновенного мастерства. Поначалу, когда я занялся разделкой туш,

я видел перед собой только туши быков, но минуло три года — и я уже не видел их перед собой! Теперь я не смотрю глазами, а полагаюсь на осязание духа, я перестал воспринимать органами чувств и даю претвориться во мне духовному желанию. Вверяясь Небесному порядку, я веду нож через главные сочленения, непроизвольно проникаю во внутренние пустоты, следуя лишь непреложному, и потому никогда

не наталкиваюсь на мышцы или сухожилия, не говоря уже о костях. Хороший повар меняет свой нож раз в год — потому что он режет. Обыкновенный повар меняет

свой нож раз в месяц — потому что он рубит. А я пользуюсь своим ножом уже девятнадцать лет, разделал им несколько тысяч туш, а нож все еще выглядит таким, словно он только что сошел с точильного камня. Ведь в сочленениях туши всегда есть промежуток, а лезвие моего ножа не имеет толщины. Когда же не имеющее толщины вводишь в пустоту, ножу всегда найдется предостаточно места, где погулять. Вот почему даже спустя девятнадцать лет мой нож выглядит так, словно он только что сошел с точильного камня. Однако же всякий раз, когда я подхожу к трудному месту, я вижу, где мне придется нелегко, и собираю воедино мое внимание. Я пристально вглядываюсь в это место, двигаюсь медленно и плавно, веду нож старательно, и вдруг туша распадается, словно ком земли рушится на землю. Тогда я поднимаю вверх руку, с довольным видом оглядываюсь по сторонам, а потом вытираю нож и кладу его на место». 

— Превосходно! — воскликнул царь Вэнь-хой. — Послушав повара Дина, я понял,

как нужно вскармливать жизнь." 

 

Выделение текста в притче Чжуан-цзы мое: об отношению к своему делу как к процессу внутреннего роста, о постепенности успокоения ума, об усилении осознанной бдительности.

Существует мнение, что оздоровительный цигун более доступен по сложности упражнений для неподготовленного человека, более мягок в отношении возраста,

чем, например, гимнастика йоги. Его иногда сравнивают с динамической медитацией. Нахожу, что это сравнение вполне подходяще. Хотя и йогатерапия успешно адаптируется под состояние здоровья. 

 

Наверное можно сказать, что обе оздоровительные практики глубокие и эффективные. Просто - "на разный вкус". Цигун, так же как и йога, является системой самосовершенствования, постепенно открывающей свои тайные ключи качества и продления жизни. Во всяком случае, ключи к собственному осознанному управлению качеством жизни.

 

Вот еще немного к вопросу "почему цигун" - наблюдение В.Малявина, к чьему мнению, как к опытному специалисту высокого класса стоит прислушаться (о связи цигуна и ушу - ниже по тексту):

"Во всем мире и едва ли не более всего в нашей стране наследие ушу — как называют, в Китае искусство боевых единоборств и сопутствующие ему виды спортивной борьбы, гимнастики и физкультуры — вызывают в последние годы самый пристальный интерес. Хотя интерес этот подогревается и модой, и расчетливой рекламой, и свойственным юношеству легкомысленным желанием быть «сильнее всех», он все же вполне закономерен и даже естествен. В истоках его таится смутная, еше почти неосмысленная догадка о том, что традиция ушу хранит в себе очень глубокую и все же очень практичную, действенную правду человеческого духа; что в этой традиции мы встречаем настоящую, а не придуманную, искусственную альтернативу тому самоотчуждению человека, распаду жизненной цельности человеческого бытия, которые принесла с собой современная цивилизация."

Второй принцип цигуна: цигун выполняется плавными перетекающими друг в друга движениями, словно среда,

в которой движется тело, более вязкая

и плотная, чем привычный нам воздух,

а упругое тело ее преодолевает, но без излишнего напряжения. 

 

Физиология: таким образом происходит растягивание и закручивание тканей тела, стимулирующие усиление питания, что обеспечивает упругость и гибкость связочного аппарата. 

Говорят, что у китайцев существует такое сравнение: чтобы высушить мокрое полотенце, мы его растягиваем и скручиваем. То же происходит с мышечно-сухожильно-связочным аппаратом и во время практики цигуна. И тогда мышцы и связки становятся как лианы - мощными, прочными и упругими. Такова физиология: в первую очередь стареют связки (усыхают межпозвоночные диски)               

 "Пропев, золотой петух оповещает рассвет"                            Поэтому им придается такое значение.                                                                                                                                        

Третий принцип цигуна: гармония

(во всем, и в теле тоже) обеспечивается балансом взаимодействия противоположных сил. 

 

Философия: Китайцы дали название этим противоположным силам - энергии Инь

и Ян.

Инь - так называемая женская энергия, имеющая свойства текучести, бесформенности, мягкости, пассивности, темная, холодная.

Ян - так называемая мужская энергия, имеющая свойства направленности, жесткости, вектора или стрелы, активная, горячая.

Эти энергии постоянно сменяют друг друга, взаимодействуют: когда Ян уменьшается, Инь увеличивается. И наоборот. В Инь есть немного Ян (точка на противоположном цвете в значке "инь-ян"), в Ян - немого Инь.

На медицинском языке это явление носит название гомеостаза - динамического постоянства внутренней среды. И является обязательным условием здорового организма. Попросту говоря, при изменениях внешней среды, окружающей тело, внутренняя среда здорового организма должна адаптироваться к изменениям. 

Это базовый принцип эволюции, условие выживания.

 

Практика: как распознать в теле эти энергии?

Иньские мышцы - сгибательные, расположенные условно вдоль передней и внутренней поверхностей тела. Они являются вбирающими энергию. Например, живот, грудная клетка, внутренняя поверхность рук.

Янские мышцы - разгибательные, расположенные условно вдоль задней и внешней поверхностей тела. Они являются выпускающими энергию. Например, поясница выпускает - расширяется, выдыхает, отдает.

Упражнения на сжатие-расширение позволяют научиться чувствовать где и как действует инь, где и как действует ян, как они перетекают друг друга, что я

при этом ощущаю в теле. Сжатие-расширение, вдох-выдох, инь-ян…

Смена противоположностей.

В особом шаге цигун (есть и такое упражнение) можно отследить и осознать

это самое перетекание энергий. Это наблюдение за пустотой-полнотой: вес, наполненность и активность в одной ноге - полнота, в другой ноге при этом - ее противоположность, пустота, отсутствие веса, наполненности, активности.

В.Малявин: 

"Более того, в соответствии с законом гармонической цельности дао, полярные импульсы жизни друг друга обуславливают или, как говорили в Китае, "совместно рождаются". А потому, как сказано в каноне Тайцзицюань, "умей, опускаясь вниз, подниматься вверх, выступая вперед, отступать назад, скручиваясь влево, скручиваться вправо".

Четвертый принцип цигуна: "сферическое" выстраивание тела. Поддержка динамического равновесия противоположно действующих сил.

 

На практике это означает: 

- вес в центрах стоп, укоренение в земле; 

- колени слегка согнуты, но не выходят за пальцы ног и смотрят на "свои" большие пальцы; 

- живот (даньтянь) вбирает, втягивает энергетические потоки вместе с мышечно-связочно-сухожильным осознанным усилием, поясница (минмэнь) выпускает. То есть, поясница округлая и раскрыта. 

- в подмышках пространство; 

- руки принимают положение, словно обнимают большой мяч, локти смотрят вниз, пальцы слегка натянуты и словно стремятся к одноименным пальцам другой руки; 

- грудная клетка и нижние ребра условно втянуты - вбирают, как и живот; 

- макушка подвешена; 

- взгляд расфокусирован, язык на верхнем небе. 

Сферическое выстраивание тела в упражнении Чжун Чжуан

 

Форма тела округлая, похожа на сферу.

Непременное условие: суставы раскрепощены, "не защелкнуты", сухожилия-связки-мышцы натянуты в меру, но не обвисшие, не вялые. "В меру" здесь определено свободным беспрепятственным течением энергии в теле. 

"Сферичность" тела поддерживается во всех упражнениях и движениях китайской традиции: будь то цигун или ушу. Руки, ладони словно оглаживают шар, растягивают шар, сжимают шар, между ладонями не прекращается невидимое взаимодействие. Иногда оно ощутимо как тепло, иногда как вибрация, иногда как уплотнение воздуха.

Философия: почему китайцы взяли за основу это сферичное выстраивание?        

Оптимальная природная форма - сфера. Капля жидкости вне действия гравитации имеет форму сферы: внутренние силы стремятся расшириться, внешние сдерживают расширение. Тот же принцип и в ядерной силе (квантовый физик Фритьоф Капра, "Дао физики"): 

"Радикальное своеобразие ядерного вещества, определяющее его необычные свойства — мощность ядерной силы, действующей только на очень близком расстоянии, равном примерно двум-трем диаметрам нуклона [нейтральная частица атома - нейтрон]. На таком расстоянии ядерная сила притягивает; при его сокращении она становится явно отталкивающей и препятствует дальнейшему сближению нуклонов. Так, ядерная сила приводит ядро

в исключительно стабильное и исключительно динамическое равновесие." 

 

И еще глубже отмечает В.Малявин:

"В фольклоре старых школ ушу бытуют рассказы о гениальных учениках, которые в совершенстве овладели «искусством Кулака», практикуя только исходную стойку — ведь она предвосхищает все прочие фигуры. Из покоя исходит всякое движение,

в покое все движения взращиваются, а потому статичные позы считаются основополагающими в деле «очищения духа». Популярная же сентенция мастеров

ушу гласит: «Все приемы не стоят внутреннего достижения (гунфу)».

 

                                                                * * *

Цигун и ушу (воинское искусство) 

 

Цигун принимает множество форм, в зависимости от назначения: оздоровительный, цигун как реабилитация воинов ушу, мистические практики даосов. 

Я почувствовала, что упражняясь, в цигуне слегка уловила как работают таинственные механизмы китайских восточных единоборств так называемых внутренних стилей, суть которых - почти без касания, без технических приемов осознанно аккумулировать и "выбрасывать" сконцентрированную направленную энергию на противника (внутреннюю силу). Вот как пишет об этом В.Малявин: 

"В ушу есть неподдельная тайна. Ибо ограниченному, механически мыслящему уму всегда будет казаться тайной умение победить силу именно отказом от применения силы и, мастерство, достигаемое как бы без тренировки." 

 

И так постепенно, через чувствование телом и осознавание разумом мы соединяем практику и философию жизни, и пресловутое чудо "управлять своим состоянием" перестает быть нереальным. А это не что иное, как процесс самосовершенствования, который включает и поддержку здоровья, и постижение мироздания.

 

Философия воина ушу, которую улавливаешь, занимаясь цигуном:

 

-- выстраивание тела в сферу: сжатие, но не сминаемость, расширение изнутри,

но не беспредельное. Тогда любая сила, которая воздействует на поверхность шара, воздействует на всю отстройку (сферу). Но она не проникает "внутрь меня (сферы).

И я всегда целостен и любое внешнее воздействие на меня не ломает меня". 

И еще: тело словно музыкальный инструмент, а Ты, сознание, настраиваешь его струны, подкручивая тот колок, отпуская этот, достигая нужного натяжения,

так, чтобы не порвалась ни одна струна.

 

-- нейтральность - с пустым умом, не вынося суждений, воспринимать и чувствовать как есть. Это позволяет распознавать и использовать те механизмы, которые изначально присущи человеческой физиологии: если вы живете в согласии со своей природой, то тем самым вы себя усиливаете, если вы идете против своей природы, это приведет к напряжению и разрушению. Иными словами: знать свои возможности

и ограничения и разумно использовать это знание.

 

-- бесформенность, текучесть, соответствие моменту. То есть, быстрая ориентация в отношениях с противником - в бою, в отношениях с людьми и обстоятельствами - в мирной жизни. Более того, твое тело становится разумным - гибким, поддерживающим баланс в любых жизненных перипетиях (это и про сердечно-сосудистую систему, и про нервную и т.д.). Это и есть про адаптацию к превратностям времени и пространства.

 

-- пребывание в моменте, и в следующем моменте, проживая каждый из них, "не улетая в прошлое или будущее". То есть, "быть здесь", присутствовать, не теряя себя ни на мгновение. Речь идет о состоянии повышенной бдительности или еще говорят, алертности (alert - англ., будить), свойственной процессу медитации, состоянию воина, а также пробужденному сознанию.

И тогда мистическая вуаль может приоткрыться, и этот почти поэтический текст из наследия традиций ушу оживает, словно становится "выпуклым":

 

Правила школы ушу "Об истинном свеpшении". Пpиписывается Ван Цзyнъюэ, XVIII в. (перевод В.Малявина): 

Сознанием веди ци, опyскайся ниже, смыкайся с землей, и тогда ци сможет войти в кости. Пyсть ци свободно обpащается в теле, бyдь yстyпчив и подвижен, и тогда ци бyдет легко следовать за сознаванием. Если воспpянет твоpящий дyх, не бyдешь косным и неповоpотливым. Это значит, что голова должна быть как бы подвешенной, воля

и ци должны свободно сообщаться дpyг с дpyгом. 

Тогда постигнешь секpет жизненной полноты. Это значит, что пyстое и наполненное могyт пpетеpпевать пpевpащения и дpyг в дpyга пеpетекать. 

Пpименяя внyтpеннюю силy, бyдь покойно-pасслабленным и погpyжайся вниз, смыкаясь с землей. Бyдь сосpедоточен на одном напpавлении. Hyжно стоять пpямо и не теpять pавновесия, тогда сможешь без помех нападать во все стоpоны. 

Движение ци — как "пyть с девятью зигзагами", и нет такого места, кyда бы оно не достигало. Внyтpенняя сила в пpименении — как сталь, закаленная сотню pаз, и нет такой твеpдыни, котоpая yстояла бы пpотив нее. 

Обликом подобен оpлy, хватающемy зайца; дyхом подобен кошке, хватающей мышь. Бyдь покоен, как гоpа, бyдь подвижен, как водный поток. Hакапливай внyтpеннюю силy, как сгибается лyк. Испyскай силy, как спyскается с лyка стpела. В кpивом ищи пpямое: сначала накапливай, потом испyскай. Сила исходит из спины, шаги следyют

за пеpемещениями тела. 

Собиpание силы есть также высвобождение. Высвобождение силы есть также собиpание. Сила пpеpывается и пpодолжается снова. 

В движении впеpед и назад должно быть складывание и сгибание. 

В настyплении и отстyплении должно быть вpащение и пеpеменчивость. 

Сначала пpедельная мягкость, потом пpедельная твеpдость. Если yмеешь дышать, можешь быть одyхотвоpенно-живым. 

Питай энеpгию, воздействyй пpямо, и не бyдет вpеда. 

 

 

Расписание групповых занятий

йогатерапия

Клуб СВ Фитнес, Одинцово, Можайское шоссе, 163

вторник, 21:00

 

цигун

пятница, 19:00

воскресенье, 19:00

В теплый период весна-осень занятия проводятся на площадках Спортивного парка им. Лазутиной и на стадионе школы №14

http://yogacigun.tilda.ws/scheduler

_________

Тайцзицюань стиль Ян в школе Михаила Баева, https://www.facebook.com/yangshiru

оздоровительному цигун системы Даоинь яншен гун

http://www.butrimov.ru/

___________

Цигун стиль ушу Илицюань, http://edinoborstva.ru/,

 

_____________

 

Литература

Изучение цигун

Владимир Малявин. Множество книг.

Александр Маслов. Множество книг.

Ян Цзуньмин. Множество книг.

Анатомия и физиология

Фрэнк Неттер. Атлас Анатомии.

Томас Майерс. Анатомические поезда.

Яков Попелянский. Вертеброневрология.

Епифанов В.А. и Епифанов А.В. Остеохондроз позвоночника.

Константин Анохин. Лекции по нейрофизиологии. Youtube.com

Норман Дойдж. Пластичность мозга.

Алекандр Лурия. Маленькая книжка о большой памяти.

Оливер Сакс. Человек, который принял свою жену за шляпу.

Другие науки

Фритьоф Капра. Дао физики.

Стивен Хокинг. Книги и публикации.

Кристофер Поттер. Вы находитесь здесь. Карманная история Вселенной.

Кен Уилбер. Книги и публикации.

Элвин Шредингер. Что такое жизнь с точки зрения физики.

Руперт Шелдрейк. Новая наука о жизни.

Руперт Шелдрейк. Семь экспериментов, которые изменят мир.

Шноль Симон Эльевич. Лекции по биофизике. Yotube.com

Другие системы оздоровления

Томас Ханна. Соматика.

Мойше Фельденкрайз. Сайт feldy.ru

Александр Огулов. Висцеральная терапия.

Александр Афанасьев. Лекарство от всех скорбей.

Андрей Юрьевич Головинов . Сайт aurveda.ru

Андрей Алефиров. Сайт travolekar.ru.

Джованни Мачоча. Рефлексотерапия традиционной китайской медицины.

Арнольд Кегель. Наука о гибкости.

Андре Лукаш. 500 упражнений для позвоночника.

Анна Вайз. Вдохновение по заказу.

Литература, поднимающая дух

Бхагават Гита

Дао де цзин

Марк Аврелий. Записки.

Антоний Сурожский. Книги и публикации.

Шри Рамана Махаршии. Будь тем, кто ты есть. Другие книги.

Экхард Толле. Сила момента сейчас.

Экхард Толле. Новая земля.

Генпо Мерцель. Большой Ум, Большое Сердце.

Арнольд Миндел. Книги.

Йонге Мингъюр Ринпоче. Будда, мозг и нейрофизиология счастья.

Михаил Булгаков. Записки врача.

Иннокентий Вересаев. Записки врача.

Поль де Крюи. Охотники за микробами.

Стивен Рассел. Жизнь как зарядное устройство.

Слава Курилов. Один в океане.

Энтони де Мелло. Осознание.

Кюблер-Росс. О смерти и умирании.

Роберт Монро. Далекие путешествия.

Роберт Монро. Путешествия вне тела.

Роберт Монро. Окончательное путешествие.

 

Цигун с Ли Холденом

Китайская гимнастика цигун – это один из лучших способов поддерживать бодрость тела, чтобы не утратить ясности мысли. 

Она была разработана буддистскими монахами, которые использовали различные упражнения преимущественно в оздоровительных целях. Позднее гимнастика цигун получила широкое распространение, и многие стали считать ее прямой дорогой к долголетию.

Важная часть комплекса цигун с Ли Холден – утренняя зарядка.  

Она может быть достаточно продолжительной (около двадцати минут) или упрощенной (около десяти минут). Преимущество этой зарядки – мягкое включение

в работу всех жизненно важных систем. Начав свой день правильно, вы можете сделать его более результативным, позитивным и насыщенным, поскольку изначальный уровень вашей энергии будет на высоте.


Дневник наблюдений

О чем молчит этот цветок лотоса?

 

Наблюдение 1:

О чем молчит этот цветок лотоса? Замечаю, что зачастую достаточно самого вопроса. Формулировка ответа все портит. Ответ уже живет в вопросе. Типа ответа дзен-мастера на все вопросы учеников - "слушай звук ручья". Про это же и "Дао, которое может быть названо, не есть истинное Дао...".

Ловлю внутри себя немой возглас и улыбку: надо же как интересно! вот как работает! - понял древнюю мудрость только, когда сам пришел к подобной истине.

 

                                                                 * * *

Наблюдение 2:

Спасение от бесконечного потока мыслей в голове - в сосредоточении на настоящем моменте. Иными словами - присутствовать.

Одна из моих попыток сформулировать что значит "присутствовать": затаить дыхание и словно расфокусировать

и взгляд, и слух, и вкус, и обоняние,

и тактильные ощущения, а приоритет отдать какому-то неизвестному органу, который "чует" и "вбирает". Общее состояние похоже на то, словно во всем твоем существе и вокруг одновременно звучит аккорд неимоверной сложности

и красоты. А кто исполнитель - непонятно. Наверное, исполнитель - это все существующее. Соответственно исполняет оно сразу всеми возможными инструментами. И ты сам звучишь с ним в гармонии. При этом тебя почти не слышно. Но тебе здорово звучать таким, почти неслышимым в общем звучании.

И не хочется выделять свое "Я"...

Бывают такие состояния, когда этот аккорд ясный, мощный и внятный, кажется всегда звучащим. Подозреваю, что подобные ощущения у художников, музыкантов, режиссеров рождают шедевры.

Бывают аккорды и попроще, но все с той же ясностью. Тогда превращаешься в устойчивую лодочку, качающуюся в ритм с волнами, но вполне естественно, как положено лодочке на водной глади, и плывущую по поверхности.

Бесконечна череда образов этого самого состояния присутствия. Из словесных формулировок всплывают такие:

"все существует, так как оно существует, а вовсе не "потому что" или "для чего-то""

или словечко Будды - "таковость" жизни.

 

Самое интересное, что будучи в этом самом состоянии присутствия, ты можешь наблюдать как появляются мысли, о чем они. Зачастую мысли появляются спонтанно. Например, по пути на работу вспоминается вчерашний разговор с подругой, и ты продолжаешь этот диалог уже в своей голове, оправдывая или осуждая кого-то, и глядишь, уже появилась какая-то досада, тревога. Еще ничего не произошло, а тревога захватила чувства и тело. Так вот, если попробовать обратить свое внимание внутрь и обнаружить, что словно "включилась какая-то пластинка" - мысли зароились в голове, уловить этот момент их появления, то они не станут такими действующими, не захватят тебя всего, рождая беспокойство, а ты задумаешься: хм! раз мысли обнаружены, кто-то должен их обнаружить?... То есть, есть наблюдатель - что-то вроде пространства, где мысли появляются. И в этот момент тебя вдруг осеняет: мысли - это не реальность.

Наверно, это начало того, как выйти из бесконечного водоворота мыслей в голове.

А ведь иначе, простым волевым приказом мыслям - "уйдите и не беспокойте меня" - совладать с ними невозможно.

Мудрые люди называют это пространство наблюдателя - осознанность, присутствие, глубина, сущностное. Это-то и есть "Я" (с большой буквы,

в противоположность маленькому эго-"я"). Эт и есть я как Сознание.

Именно в пространстве Сознания может все происходить, "разворачиваться".

Такой подход когда-то я узнала от Экхарта Толле (см.рубрику "Литература").

И вдруг впервые для мня стало "выпуклым" что такое медитация, что это за состояние безмыслия, внутреннего наблюдения. Более того, я с удивлением обнаружила, что у этого Внутреннего Наблюдателя действительно нет оценок.

Он просто наблюдает что происходит и позволяет этому происходить.

В учении дзен есть такой Коан (загадка): можно ли услышать звук падающей сосны, если никого нет? Ответ - нет, так как нет наблюдателя, сознания, в пространстве которого все и происходит. Когда я пыталась понять эту загадку логическим умом, получался абсурд, приводящий в тупик. После практикования Внутреннего Наблюдателя, понятнее стало о чем дзен, а также знаменитые высшие ступени

йоги (пратьяхара-дхарана-дхьяна). Про самадхи даже не упоминаю.. :-)

Пратьяхара - отвлечение чувств от внешних предметов, перевод внимания вовнутрь.

Дхарана - концентрация внимания на чем-то одном, чаще - на дыхании.

Дхьяна - медитация, состояние безмыслия, состояние осознанности глубины сущего, начало безобъектного восприятия, созерцания. Например, глядя на цветок, ты

не ищешь в уме его название, не сравниваешь с виденными ранее, не анализируешь

его оттенки, а созерцаешь его суть, в отличие от привычного нам объектного восприятия: увидев цветок, назвал его, категоризировав таким образом в абстрактное понятие, затем начал воспринимать уже не сам цветок, а категорию, смысл термина "цветок" или "ромашка" или "роза".

 

                                                                  * * *

Наблюдение 3:

Почему мы так радуемся неожиданной встрече в лесу с белочкой? с дятлом?

Как-то увидела двух спаривающихся жаб - прямо сакральное откровение!

А казалось - я давно про это все знаю: и про животных, и про спаривание, видела

на BBC world.. Все, да не все, как говаривала моя бабушка.

Вот что у Чжуан-цзы об этом:

" Тот, кто хочет постичь значение природы Будды,

Должен наблюдать за соотношениями

Времен года, причин и следствий"

 

 

                                                                  * * *

Инь-ян любителя кошек.

Наблюдение 4:

Как там в китайской натурфилософии? Энергия Инь на своем пике переходит

в энергию Ян. Ян - в Инь. Оставляя при этом часть себя в другом - точечки противоположного цвета во всем знакомом круглом значке Инь-Ян.

Они сосуществуют и перетекают. Красивый значок, красиво звучит эта концепция. Более того, взрослея мы вроде бы теоретически понимаем, что таков порядок вещей. Но почему же мы расстраиваемся, когда этот порядок вещей касается нас непосредственно: когда ожидаемое нами событие не происходит? когда молодость превращается в старость, причем ни где-то, а в твоем теле? когда наличие богатства превращается в его отсутствие? и т.д. И забываем про внутренне присущее всему свойство меняться, то есть, присущее формам свойство - рождаться и разрушаться. Тело наше человеческое - тоже форма. Его тоже не может миновать процесс разрушения и ... исчезновения.

 

                                                                  * * *

Наблюдение 5:

Почему про эти самые Инь-Ян знали тысячелетия назад, а мы теперь открываем древние манускрипты и изумляемся этим открытиям как новинке? Почему длительность жизни человека так мала - менее 100 лет - в которые нужно успеть сформировать полноценное тело с мозгами и постоянно утолять вопросы выживаемости?

А на зрелость отведено совсем немного времени человеческой жизни... А сколько надо? 200 лет? 1000?

А справимся?

 

Свами Шивананда Сарасвати

По поводу длительности человеческой жизни интересно мнение йогов, которое сформулировал йогин Свами Шивананда в книге "Новый взгляд на йогатерапию":

"Тело человека живет до ста лет, после чего оно умирает.

Однако развитие человеческого ума в подавляющем большинстве случаев за время одного полного цикла жизни физического тела не завершается. Тупой ум, ум, погруженный в невежество, ум страстный или же ум, пребывающий на ступени активной реализации мирских интересов, — все они должны пройти длинный путь развития, чтобы трансформироваться в чистый ум, а затем наконец в ум,

способный к Божественному самоосознанию.

Йогины считают, что полный цикл трансформации ума в этом мире занимает промежуток времени продолжительностью около тысячи лет.

Таков срок, необходимый для достижения совершенства на этой планете.

Поэтому процесс эволюции ума происходит посредством перевоплощения сердцевины осознания (Монады) в нескольких человеческих личностях, проживающих жизни, необходимые для реализации тех или иных ступеней становления ума.

Тысячелетие земного развития ума может занять около двух десятков личностных воплощений.

Великие йогины используют для этого два-три рождения, применением особых практик доводя продолжительность одной жизни до трех-пяти сотен лет.

 

Неадекватная продолжительность человеческой жизни, преобладающая ныне на Земле, обусловлена неоптимальностью образа жизни и, что самое главное,

отношения людей к себе, миру и к своему в нем месту.

Здоровый человек в среднем делает примерно пятнадцать дыханий в минуту. Следовательно, за час он выполняет девятьсот дыхательных циклов, за сутки — около двадцати двух тысяч. [то есть, существенное количество, чтобы считаться

с ним - моя ремарка]

 

Интенсивность дыхания в Йоге принято измерять длиной струи выдыхаемого или вдыхаемого воздуха. Под ней понимается максимальное расстояние, на котором волокна птичьего пуха еще колеблемы воздушным потоком. Мерой длины дыхания принято считать ширину пальца.

В спокойном состоянии длина нормального вдоха составляет примерно десять пальцев (около 18 см). Длина нормального выдоха — двенадцать пальцев (чуть больше 21 см).

При физической активности длины вдоха и выдоха возрастают сообразно ее интенсивности и степени напряжения.

Во время сна длина выдоха достигает тридцати пальцев (около полуметра).

На основании длительных наблюдений йогины пришли к заключению, что система человеческого организма рассчитана на «пропускание» определенной суммарной

длины дыхания. Когда «дыхательный лимит» исчерпан, обычный человек умирает.

Таким образом, чем интенсивнее мы дышим, тем меньше живем.

С другой стороны, прекратить дышать мы не можем, ибо умрем от этого немедля.

Поэтому йогическая тренировка направлена на растягивание процесса дыхания во времени и на обретение искусства контроля над процессами, при которых дыхание непроизвольно удлиняется, — сном, физической активностью, сексуальным функционированием, эмоциональными всплесками и т. п. (Отнюдь не обязательно

на последовательно расположенных в однонаправленном потоке времени физического мира планетах).

ВНИМАНИЕ! Речь идет не о передаче функции управления дыхания сознанию,

а об изменения автоматического режима работы дыхательного центра.

Слишком усердная тренировка в осознанном управления дыханием, при которой сознание вмешивается в автоматическое управление дыхательной функцией, — смертельно опасная игра. Дыхание должно оставаться автоматическим.

Тренировка дыхания, построенная на временном вмешательстве сознания в процессы управления работой дыхательного центра, должна быть не более чем способом оптимизации автоматического режима.. Поэтому время практики Пранаямы всегда ограничено, а количество управляемых дыхательных циклов никогда не должно превышать сто восемь за один раз. Пранаяму всегда следует оканчивать несколькими циклами естественного дыхания, чтобы вернуть «бразды правления» тем механизмам, которым принадлежит роль автоматических регуляторов дыхательной функции.

 

Вот пример. В состоянии спокойного бодрствования суммарная длина выдоха за полчаса составит примерно пять тысяч четыреста пальцев, во время сна за те же полчаса суммарная длина выдоха составит тринадцать с половиной тысяч пальцев (Если не принимать во внимание учащение дыхания во сне. Если учесть и этот фактор, то увеличение удельной длины дыхания в единицу времени во сне будет

еще большим). Таким образом, каждые лишние полчаса сна сверх индивидуальной физиологической нормы выливаются для нас в потерю как минимум почти трех четвертей часа жизни ( Как известно, мастера Йоги спят очень мало и пользуются специальными техниками управления сном).

При серьезных заболеваниях длина выдоха достигает тридцати пальцев и становится равной таковой во время сна, а выдох умирающего человека по длине намного превосходит выдох тяжело больного.

Йогины уменьшают нормальную длину дыхания в состоянии спокойного бодрствования с десяти-двенадцати до восьми-десяти пальцев и снижают его частоту с пятнадцати до трех-шести циклов в минуту. Соответственно, продолжительность жизни йогина ( разумеется, практикующего, а не разглагольствующего) составляет сто-двести лет, а некоторые из них доживают до трехсот и более). "

 

                                                                 * * *

Наблюдение 6:

Наблюдение за живым дает ключики

к замочкам полноты жизни: вдруг ты словно прозреваешь и начинаешь чувствовать обычные вещи необычным образом: как на самом деле дерево укореняется в земле, как тлеют вчерашняя свежая листва под ногами

в весеннем лесу... Недавно услышала описание подобного состояния от человека, давно практикующего ушу Илицюань: после некоторого периода сухого голодания ты чувствуешь структуру капли воды на пальцах.

После таких инсайтов усиливается ощущение доверия течению жизни.

 

                           * * *

 

Наблюдение 7:

Упражняясь в шагах "шаг мей хоа" или "шаг тай чи", или "шаг по пяти столбам" (цигун) я почувствовала, что мое передвижение по неровной местности приобрело новые ощущения: перебираясь по бревнышкам через ручей я замечаю, что словно со стороны, завороженно наблюдаю как мои стопы сцепляются с поверхностью бревна, словно прилипают и сцепляются с ним, как я чувствую стопой эту поверхность, как мы связаны - я и бревно..

Память подсказывает: так это же известные принципы цигун для стоп, которые мы прорабатываем в упражнениях

на занятии!:

"Прилипание-отлипание"

"Полнота-пустота"

"Погружение-вытягивание"

Только вдруг в лесу они перестали быть упражнениями, превратившись в непосредственное переживание.

И тут я шлепаю себя по лбу: так вот о чем этот принцип цигун "распознать законы природы в своем теле"!  

 

                                                         * * *

 

Наблюдение, апрель 2017:

Иду сегодня по лесу. Передо мной ручеек - глубокий, прозрачный и быстрый.

В направлении потока стелется осока, вода бурунчиками. Я внезапно ощутила сущность этого ручейка всем своим существом, в буквальном смысле этого выражения. Бывают точно такие же ощущения когда занимаюсь цигуном.

Улыбнулась и вспомнила песню БГ:

"...

Встань у реки, смотри, как течет река;

Ее не поймать ни в сеть, ни рукой.

Она безымянна, ведь имя есть лишь у ее берегов;

Забудь свое имя и стань рекой.

..."

 

                                                                   * * *

 

Наблюдение, май 2017:

Очень обрадовалась я, читая у Оливера Сакса в его книге "Человек, который принял свою жену за шляпу" упоминание о блестящем неврологе Джеймсе П.Мартине:

"В своих поисках Мартин постоянно учился у пациентов, который и посвятил свою большую книгу. В нем мы встречаем настоящего гуманиста, пионера медицины с человеческим лицом, основе которой лежат понимание и сотрудничество. Врач и пациент при таком подходе становятся равноправными партнерами и, развивая и обучая друг друга, вместе исследуют болезнь и разрабатывают методы лечения."

 

Обрадовалась, потому что встретила подобное. Ведя занятие (йоги либо цигун), наблюдаю за собой: мне очень нравится работать когда человек, с которым занимаешься, взаимодействует с тобой почти на равных - уточняет нюансы упражнения, интересуется анатомией и физиологией упражнения, делится своими физическими и эмоциональными ощущениями. Такой подход обогащает нас обоих -

и в части эффективности занятий, и в части человеческих отношений, и в части изучения этих непростых духовных практик. И мы вместе с ним погружаемся глубже

в философию и глубинный смысл этих систем самосовершенствования.

Открываемся им.

 

И вспоминаю вот что: мой папа, оказывается, видел во мне спортивного врача,

когда принималось решение о моем профессиональном пути в юности.

Но, к сожалению, не настоял на этом. Возможно, потому что врачей не было в в семье, и эта стезя не казалась внятной для жизнеобеспечения. Инженерство, экономика ему были куда ближе и понятнее, поскольку сам был инженером. Поэтому первое мое образование - экономист-инженер-системотехник авиационной промышленности.

И наблюдая за моими шагами в йогатерапии и цигун, уже в конце своей жизни, он частенько всплескивал руками: ну надо же! я ведь чувствовал! жаль, что не хватило нам смелости тогда направить твои стопы в спортивную медицину! оно все-таки проявляется!

 

                                                                      * * *

 

Наблюдение, февраль 2018:

После занятия подходит ко мне новичок с вопросом: "А что такое йога вообще?"

Хм, подумала я, как ответить в короткой беседе?

Имеющиеся популярные толкования:

1. Йога - читта вритти ниродхах. Буквально - "нет - колебаниям ума".

Более литературно - "управление умом".

Да, если практиковать не только асаны, но и пранаяму, и медитацию. Сейчас, спустя много лет практики с той или иной интенсивностью и погружением я почувствовала глубинные изменения в осознании себя как части Жизни, в понимании как формируются эмоции и много чего еще.

2. Йога - от корня "юдж", объединять. Это толкование шире. И вероятно, подразумевает единство тела и сознания. И это я ощущаю теперь тоже.

Пояснить ощущения очень непросто без многословия.

Я попыталась ответить человеку, исходя из этих толкований и своего чувствования. Но времени было мало для разговора, а тема - бесконечная.

Я задумалась - как же быть: отмахнуться от сложного и глубокого вопроса легко.

Но совсем не здорово. И дать короткую "справку" к термину "йога" невозможно...

А на следующее утро, прогуливаясь со своим песиком Юки, меня вдруг осенило:

- санскрит - язык многозначный, как бы "примерный", без точных смыслов;

- китайский язык и все условно подобные ему языки - тайский, вьетнамский - тональные, то есть, и интонация вносит изменение и в без того многочисленные толкования слов и выражений. Один иероглиф может быть выражением, словом, понятием и проч.

Термины "йога", "цигун", "ушу", "дао" - такого же многослойного плана, восточного происхождения.

 

А квантовая физика то что обнаружила? Что нет ничего жесткого, постоянного.

Все находится во взаимодействии со всем и в изменении. Используя научный термин - все находится в состоянии вероятностной неопределенности. Только с какой-то степенью вероятности можно предполагать, что электрон в атоме займет определенную орбиту с определенной величиной заряда (энергии). Более того, в исследуемых опытах в рамках квантовой теории обнаружено, что наблюдатель (сознание) влияет на результат эксперимента. То есть, существует взаимодействие между эмоциями/мыслями и материальными телами.

 

Упс! И мелькнуло вдруг яркое осознавание почему много толкований у глубинных сущностных вещей (йога, цигун, дао), и почему нельзя ограничиться умственным изучением их. А следует практиковать. И только в сочетании изучения-практики открываются бесконечные прочтения их. Ммм... Даже вот как: пожалуй, сколько людей практикует их, столько определений и откликов и вариантов внутренней трансформации возникает. Как с электроном и его орбитой-зарядом.

И еще: восточные языки, подход близки к природе вещей гораздо более требований западного когнитивизма - точности и однозначности? Здесь - моя улыбка.

 

Ирина Шмигельская.

 

Соц. сети.

Если ты погрузишься в тишину, что живет в сердце, то ты услышишь в этой тишине, вечную песнь жизни.

Как славно верить

в чудеса, когда святые небеса откроются тебе навстречу, и станет жить намного легче.

 

Когда сбывается мечта,

душа свободна и чиста,

и ты паришь на крыльях счастья, презрев печали и напасти.

 

Как славно верить

в красоту, в людскую добрую молву  и слышать ангельское пенье, познав удачу и везенье.

 

Как славно повстречать любовь и свет сердец увидеть вновь, когда душа поет от счастья,

и солнца луч сменил ненастье.

 

Как славно верить

и любить, смеяться, доброе творить,

беречь и славить без конца.

Свое земное побеждая
естество,
И взор свой устремляя
в бесконечность,
Рождается внутри иное
Существо,
Познавшее Себя, Любовь и Вечность.

Открыты двери

и проложен путь,
В храм бытия зовет
Существованье,
И разделенная Божественная Суть,
Вливается опять

в единое Сознанье.

Сияет Истина Божественным огнем,
В Цветке Небесном
золотого цвета
Сливаются в одну все 
Души в нем, 
И тают формы в Океане Света!

Богородице Дево, радуйся!

Благодатная Мария, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Нельзя Обижаться На Оскорбления

Один человек стал публично оскорблять Омара Хайяма: 

– Ты безбожник!
Ты - пьяница! Чуть ли не вор! 

В ответ на это Хайям лишь улыбнулся. 

Наблюдавший эту сцену разодетый по последней моде щеголь в шелковых шароварах спросил Хайяма: 

– Как же ты можешь терпеть подобные оскорбления? Неужели тебе не обидно? 

Омар Хайям опять улыбнулся. И сказал: 

– Идем со мной. 

Щеголь проследовал
за ним в запыленный чулан. Хайям зажег лучину и стал рыться в сундуке, в котором нашел совершенно никчемный дырявый халат. Бросил его щеголю и сказал: 

– Примерь, это тебе под стать. 

Щеголь поймал халат, осмотрел его и возмутился: 

– Зачем мне эти грязные обноски? Я, вроде, прилично одет, а вот ты, наверное, спятил! – и бросил халат обратно. 

– Вот видишь, – сказал Хайям, – ты не захотел примерять лохмотья. 

Точно так же и я не стал примерять те грязные слова, которые мне швырнул тот человек. 
Обижаться
на оскорбления – примерять лохмотья, которые нам швыряют.

Кто хочет помочь на развитие и продвижение сайта. 
Реквизиты ниже. Благодарю. Мир меня!
____

 

Оплата СБ онлайн 

по номеру телефона

89154564642